Сочинения по литературе для учащихся 9-11 классов и поступающих в вузы

Есть на складе
93 руб.
-10%
83,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код
Составители Жаравина Л. В., Сиденко Н. В. и др.
Издательство Учитель, 2006
Серия Сочинения
ISBN 5-7057-0985-4
Страниц 332
УДК 371.3
Штрихкод 9785705709854
Размеры (Ш x В x Т) 138 x 213 x 13 (мм)
Вес 235 г
В этом сборнике собраны сочинения-образцы по произведениям школьной программы. Они помогут учащимся глубже понять, каким должно быть хорошее сочинение, успешнее сдать письменный выпускной экзамен по литературе, а также подготовиться к поступлению в вуз.
Данный сборник будет очень полезен учащимся 9-11 классов и учителям-словесникам. Приведенные здесь сочинения могут быть использованы на уроках подготовки и анализа сочинений.

Подробное описание

КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Предметом нашего разговора в этом выпуске пособия будет композиция экзаменационного сочинения.

Под композицией следует понимать построение работы, соотнесенность между собой всех составляющих ее элементов, взаимообусловленность их друг другом и авторским (вашим) замыслом.

Продуманная композиция – это залог того, что вы сможете глубоко и аргументированно раскрыть тему. Без уяснения абитуриентом логики развития темы и последовательности изложения материала сочинение как цельная творческая работа просто не состоится. Оно будет представлять собой ряд отдельных высказываний или набор не связанных между собой фрагментов. Поэтому осмысление композиции – очень важный и ответственный этап написания сочинения. Он предполагает, что абитуриент продумывает следующие вопросы:

– какой будет структура работы в целом;

– каковы роль, примерное содержание, объем основных смысловых частей (введения, основной части, заключения);

– нужен ли эпиграф, в чем его назначение;

– как будут логически и эмоционально взаимосвязаны все
части и «микротемы» сочинения (продумывание «переходов»);

– какой вид введения и заключения более всего соответствует выбранной вами теме;

– возможно ли (и с какой целью) использовать в сочинении
специальные композиционные приемы (контрастное расположение
материала, параллельное сопоставление образов по сходству или
различию, столкновение нескольких точек зрения на произведение,
героев и др.).

Если вы пишете сочинение в школе или дома, то лучше зафиксировать все перечисленные вопросы в плане. На вступительном экзамене в вуз возможно проделать эту работу в черновике либо мысленно, не тратя такое драгоценное время на стилистическую отработку формулировок, так как в чистовом варианте экзаменационного сочинения план не обязателен.

Сочинения аналитического и литературно-творческого типа (то есть основанные на подробном анализе текстов художественных произведений, осмыслении историко-литературных фактов и теоретических понятий) обычно имеют трехчастную структуру. Они должны состоять из введения, основной части и заключения, что соответствует законам логического мышления: вначале высказываются исходные, отправные положения, затем они доказываются, и в конце делается вывод (обобщение). По желанию пишущего работу можно предварить эпиграфом.

Эпиграф – это короткий текст перед сочинением, представляющий собой цитату из какого-либо авторитетного источника. Эпиграфом могут служить такие материалы:

– яркие афоризмы, крылатые слова и выражения;

– цитаты из произведений художественной литературы;

– народные пословицы, поговорки, строчки из народных песен;

– лаконичные и емкие высказывания критиков, публицистов, писателей, общественных деятелей;

– слова ученых, философов, великих мыслителей прошлого и настоящего.

Назначение эпиграфа – в краткой форме выразить основную идею (мысль) сочинения или отношение автора к произведению, героям, обсуждаемой проблеме. Он может выполнять роль своеобразного камертона, настраивающего и пишущего, и читающего на определенное эмоциональное восприятие работы.

Эпиграф не является обязательной частью сочинения, за его отсутствие оценка не может быть снижена. Однако, если вы все-таки решили им воспользоваться, то следует помнить вот о чем.

Во-первых, в смысловом отношении эпиграф должен быть тесно слит с текстом и основной идеей вашей работы.

Во-вторых, эпиграф должен быть правильно оформлен. В сочинении он обычно пишется без кавычек примерно на половине правой стороны листа. На следующей строке указывается источник. Если название источника помещается в одной строке с эпиграфом, то оно обязательно заключается в скобки. К сожалению, нет единого мнения о том, как надо оформлять эпиграф в пунктуационном отношении. Ниже мы приводим варианты, которые представляются бесспорными. Обратите внимание также на смысловое соответствие эпиграфов темам сочинений.

Содержание

    Как писать сочинение    3

1.    «Слово о полку Игореве» – выдающийся памятник древнерусской литературы. Основные идеи и образы    21

2.    Патриотический пафос древнерусской литературы (По «Слову о полку Игореве»)    24

3.    Особенности композиции и художественные образы «Слова о полку Игореве»    26

4.    Прославление родины, нации и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова    29

5.    Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»    32

6.    Тема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (О чем написал и не написал автор)    34

7.    Обличение несправедливой власти в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева    37

8.    Социальное и общечеловеческое в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»    39

9.    «Век нынешний» и «век минувший»» в комедии Грибоедова «Горе от ума»    41

10.    Москва в изображении А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина (По комедии «Горе от ума» и VII главе романа в стихах «Евгений Онегин»)    43

11.    «Мильон терзаний» Чацкого. Его поражение и победа в борьбе с миром Фамусова    47

12.    Почему мне нравится Чацкий?    50

13.    Лирический герой поэзии А. С. Пушкина    52

14.    Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина    55

15.    Образ поэта в стихотворениях Г. Р. Державина «Памятник» и

А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»    58

16.    Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»    60

17.    Взаимоотношения главного героя и общества в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»    63

18.    «Свет пустой» в изображении А. С. Пушкина (По роману «Евгений Онегин»)    65

19.    «Татьяны милый идеал…» (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)    67

20.    Вольнолюбивая лирика Пушкина    70

21.    Лирика Пушкина в моем восприятии    72

22.    Моя любимая героиня (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)    74

23.    Основные мотивы лирики Лермонтова    76

24.    «Из пламя и света рожденное слово» (Лирика Лермонтова в моем восприятии)    79

25.    Патриотические мотивы лирики М. Ю. Лермонтова    82

26.    Жизнь и судьба Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)    84

27.    «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова – роман о трагедии незаурядной личности    87

28.    Живая Русь в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»    90

29.    Две России в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»    93

30.    Поместное дворянство в изображении Н. В. Гоголя (По поэме «Мертвые души»)    96

31.    В чем особенности жанра и композиции поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?    99

32.    В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»?    101

33.    Грустное и смешное в ранних произведениях Н. В. Гоголя    103

34.    Философская лирика Ф. И. Тютчева    106

35.    Русская природа в поэзии Ф. И. Тютчева    109

36.    Мои любимые стихи Ф. И. Тютчева    112

37.    Русская природа в изображении А. Фета    114

38.    Мои любимые стихи А. Фета    117

39.    Характер и судьба человека (По роману И. А. Гончарова «Обыкновенная история»)    119

40.    Обломов, обломовцы, «обломовщина» (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)    121

41.    Характер и судьба человека (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)    123

42.    Эволюция главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов»    127

43.    Тематика и проблематика романа И. А. Гончарова «Обрыв»    129

44.    Автор и его герой в романе И. С. Тургенева «Рудин»    131

45.    Общественная борьба 60-х годов XIX века и ее отражение на страницах романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»    133

46.    Взгляды и идеалы Базарова с точки зрения современного человека («По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)    136

47.    Конфликт «отцов» и «детей» в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»    140

48.    «Новые люди» в произведениях И. С. Тургенева (По романам «Рудин» и «Отцы и дети»)    142

49.    Природа и человек в творчестве И. С. Тургенева    145

50.    Русский национальный характер в рассказе Н. С. Лескова «Левша»    147

51.    Русский характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»    149

52.    Русские люди в произведениях Н. С. Лескова    151

53.    Князь Мышкин – идеальный герой Ф. М. Достоевского    153

54.    «Униженные и оскорбленные» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»    154

55.    Евангельские мотивы и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»    157

56.    Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»    160

57.    В чем смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»    163

58.    Женские образы в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка»    165

59.    Образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза»    168

60.     Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»    170

61.    Художественные функции пейзажа в пьесе А. Н. Островского «Гроза»    173

62.    Изображение русской жизни в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»    175

63.    «Он проповедует любовь высоким словом отрицанья» (Лирический герой поэзии Н. А. Некрасова)    177

64.    Тема поэта и поэзии в творчестве Н. А. Некрасова    180

65.    Тема России в поэзии Н. А. Некрасова    183

66.    Мастерство поэта в изображении народной жизни (По поэме

Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)    186

67.    Народные заступники в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»    190

68.    Читая М. Е. Салтыкова-Щедрина…    192

69.    Сатирическое изображение русской жизни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»    195

70.    Гротеск как художественный прием в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»    197

71.    Особенности сатирического изображения действительности в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина    200

72.    Исторические взгляды Л. Н. Толстого и их отражение в романе «Война и мир»    202

73.    «Война и мир» Л. Н. Толстого – роман-эпопея о русской жизни    205

74.    Мой любимый герой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»    208

75.    Отечественная война 1812 года как война народная (По роману

Л. Н. Толстого «Война и мир»)    211

76.    Семья как высшая нравственная ценность в изображении Л. Н. Тол-стого (По роману «Война и мир»)    214

77.    Нравственные искания главных героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»    217

78.    Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»    219

79.    «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Образ Кутузова и роль личности в истории    223

80.    Контуры чеховского рассказа: проблематика, художественное своеобразие    226

81.    Тема любви в рассказах А. П. Чехова    229

82.    Изображение дворянства в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»    232

83.    Над чем смеется и о чем грустит в своих рассказах А. П. Чехов    235

84.    Русская деревня в изображении И. А. Бунина (По повести «Деревня»)    237

85.    Герои ранних рассказов М. Горького    240

86.    Споры о человеке в пьесе М. Горького «На дне»    243

87.    Некрасовская традиция в творчестве А. Блока    246

88.    Революция в поэме А. Блока «Двенадцать»    248

89.    Мои любимые стихи Александра Блока    251

90.    Природа в стихах Сергея Есенина    254

91.    Мой любимый поэт    256

92.    Мои любимые стихи Сергея Есенина    259

93.    Народ и государство в романе А. Н. Толстого «Петр Первый»    262

94.    «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…» (Пушкин) (Образ Петра в романе А. Толстого «Петр Первый»)    265

95.    Изображение Гражданской войны в романе М. Булгакова «Белая гвардия»    267

96.    «Рукописи не горят» (О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)    270

97.    Трагедия казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»    273

98.    Судьбы людские в романе М. Шолохова «Поднятая целина»    276

99.    Тема поэта и поэзии в лирике Б. Пастернака    279

100. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго»    283

101. Поэты «серебряного века»    286

102. «Мне на плечи кидается век-волкодав…» (О творчестве О. Мандельштама)    289

103. Основные темы, идеи лирики М. И. Цветаевой    292

104. «Любовь – это сердце всего»    296

105. «Петь привыкший на войне…» (Основной мотив лирики А. Т. Твар-довского)    300

106. Мотив памяти в лирике А. Твардовского    302

107. Человек и тоталитарная система (По рассказу А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)    305

108. Человек и тоталитарное государство в романе А. И. Солженицына «В круге первом»    308

109. Проблема нравственного выбора в современной литературе    310

110. Нравственная сила добра (По произведениям В. Шукшина)    312

111. Нравственные истоки подвига (На примере одного или нескольких произведений о Великой Отечественной войне)    315

112. Тема Великой Отечественной войны в прозе двадцатого века    317

113. Природа – не храм? (Человек и природа в книге Виктора Астафьева «Царь-рыба»)    322

114. Проблема свободы в произведениях современной прозы    325

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос