Система сопровождения родителей: модель организации клуба "Молодая семья", план-программа, занятия

Есть на складе
133 руб.
-10%
119,70 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Код 886а
Авторы-составители Тимофеева М. В.
Издательство Учитель, 2023
Серия В помощь психологу ДОО
ISBN 978-5-7057-1762-0, 978-5-7057-4822-8
Страниц 103
УДК 372.21
Штрихкод 9785705717620, 9785705748228
Размеры (Ш x В x Т) 140 x 195 x 4 (мм)
Обложка припрессовка глянцевой плёнкой
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 73 г
В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей. Становятся актуальными вопросы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием. Где родителям получить ответ на все интересующие вопросы? Центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей и эффективной формы взаимодействия педагогов, психологов и родителей в свете требований ФГОС ДО и выполнения ФЗ "Об образовании в РФ" может стать детский сад. В пособии представлены материалы по организации клуба "Молодая семья" как "модели группового психологического консультирования", занятия по психопрофилактической поддержке и педагогическому сопровождению детей и родителей, формированию навыков общения взрослых и малышей, оказанию им всесторонней психологической помощи.
Пособие предназначено педагогам-психологам, воспитателям дошкольных организаций, психолого-социальных центров, учреждений развития и социализации детей для использования в учебных целях; полезно родителям.

Подробное описание

Введение


Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая
складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее
впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или
отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.

А. Н. Острогорский


В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, они отодвигаются на вторые и третьи места, в то время как у детского сада они всегда на первом месте. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.

В семье подрастает малыш. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих малышей, так как, по мнению ученых, в настоящее время все чаще встречаются эмоционально неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личностной акцентуации (агрессивность, лживость, импульсивность и т. д.). Становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием?

Где родителям получить ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая и психотерапевтическая помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким центром повышения психолого-педагогической культуры молодых родителей может стать детский сад. В детском саду ребенок – равноправный член социальной группы, а в семье – объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье – зачастую стихийный, с использованием отдельных семейных традиций. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия. Отсюда следует, что только в гармоничном взаимодополнении детский сад и семья могут создать условия для полноценного развития личности ребенка, нужно признавать его ценность, уважать его права быть таким, какой он есть. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских и т. д. В связи с этим деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне, она должна быть направлена на формирование социальной грамотности семьи. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «ДОО – семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность проблемы, рассматриваемой в пособии, очевидна, так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, им нужны средства и методики, они могут использовать и психотерапевтические методы на доступном для них уровне. Совсем не обязательно давать родителям глубокие знания, но познакомить их с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие просто необходимо.

Именно это послужило толчком создания клуба «Молодая семья» на базе детского сада, благодаря которому созданы условия для психопрофилактической поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей и родителей, способствующие мягкой адаптации, формированию положительного отношения к ДОО, навыкам общения с взрослыми и сверстниками.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей. Традиционно психологическая помощь семье оказывается в рамках индивидуальной психологической консультации. Новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют новых подходов в работе с родителями.

Направление групповой работы с родителями, основанное детским психотерапевтом X. Джайноттом, возникло в 50-е годы XX века и получило название «модель группового психологического консультирования», где основными методами являлись: групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры. Клуб можно рассматривать как модель групповой консультативной работы с родителями, часто более эффективной, чем индивидуальное консультирование. Описание групповых методов работы с родителями можно найти в работах отечественных психологов и психотерапевтов А. Я. Варги, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова. Понимание сути детских проблем и улучшение взаимоотношений родителей с детьми, которое, как утверждают авторы, происходит в процессе групповой работы, повышает эффективность психокоррекционных мероприятий с детьми.

Психологические подходы в работе с родительскими группами существуют в рамках определенных теоретических концепций. В частности, психоаналитический подход обращает внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психологической травматизации в детском возрасте. Сведения, полученные в работах А. Фрейда, К. Хорни, Э. Эриксона, подчеркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Как отмечал Л. С. Выготский, мать является первой социальной средой для ребенка раннего возраста и своеобразной стартовой основой для всей последующей психической деятельности, то есть основой здоровой психики.

Анализ массовой практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является процесс адаптации к детскому саду. Поэтому я считаю, что начинать групповую консультативную работу нужно прежде всего с родителями детей раннего возраста.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания своих детей, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решать свои проблемы.

Анализ семейных ситуаций в группе помогает родителю взглянуть на себя со стороны, «глазами других». Родители начинают лучше понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются ребенком либо «по наследству», либо являются следствием полученных представлений из социального окружения.

Групповые эффекты дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОО.

Это новая модель дошкольной образовательной системы – совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающее развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых. Наш детский сад определяет своей целью не только воспитание и обучение ребенка силами опытных специалистов, но и помощь, и поддержку родителей в решении сложных психолого-педагогических задач социализации и индивидуализации ребенка.

Все мы только выиграем от того, что родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка, научатся содействовать его гармоничному развитию, активно сотрудничать с образовательным учреждением. Воспитатели, психологи, дети и родители могут научиться лучше понимать друг друга.

Социальный заказ на такую работу очевиден, однако задача образования родителей пока не признана обществом как фактор первостепенной важности. Что ж, уважаемые коллеги, будем профессионально и ответственно сами решать задачу просвещения родителей и взаимодействия с ними в своих дошкольных учреждениях.

Содержание

Введение    3

Модель организации работы клуба «Молодая семья» в ДОО    8

Положение о родительском клубе «Молодая семья»    9

Тематический план-программа заседаний клуба «Молодая семья»    29

Программное содержание занятий

Занятие 1. Родитель – это звучит гордо    30

Занятие 2. Адаптируемся вместе    31

Занятие 3. Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста    31

Занятие 4. Правила жизни моего ребенка    32

Занятие 5. Секреты психологического здоровья    34

Занятие 6. «Что наша жизнь?.. – Игра!», или Полезные и бесполезные игрушки    34

Занятие 7. Детские страхи    35

Занятие 8. Воспитание культурно-гигиенических навыков    35

Занятие 9. В царстве упрямства и капризов, или Кризис 3-летнего возраста    36

Занятие 10. Итоговое заседание Клуба    37

разработки занятий

Занятие 1. Родитель – это звучит гордо    37

Занятие 2. Адаптируемся вместе    43

Приложение к занятию    49

Занятие 3. Роль матери и отца в развитии ребенка раннего возраста    51

Занятие 5. Секреты психологического здоровья    62

Занятие 6. Полезные и бесполезные игрушки    71

Занятие 7. Детские страхи    76

Приложения к занятию

Приложение 1. Психологический сонник    82

Приложение 2. Тест «Страшная история» (Ваша подверженность страхам)    83

Занятие 8. Воспитание культурно-гигиенических навыков    85

Занятие 9. В царстве упрямства и капризов, или как преодолеть кризис 3-летнего возраста    89

Занятие 10. папы и мамы, пора подвести итоги (итоговое занятие с родителями)    98

Литература    101

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.
Задать вопрос