Технология. 5-8 классы: (Технический труд): развернутое тематическое планирование по программе И. А. Сасовой, А. В. Марченко

Снято с продажи
Код 317е
Авторы-составители Боровых В. П.
Издательство Учитель, 2010
Серия Тематическое планирование
ISBN 978-5-91651-105-5
Страниц 107
УДК 371.214.1
Штрихкод 9785916511055
Размеры (Ш x В x Т) 197 x 285 x 4 (мм)
Переплёт мягкая, скрепка
Вес 150 г
В пособии представлено развернутое тематическое планирование по курсу "Технология" для 5-8 классов общеобразовательных учреждений, составленное в соответствии с федеральным компонентом стандарта основного общего образования по технологии и ориентированное для работы по авторской программе И. А. Сасовой, А. В. Марченко (М.: Вентана-Граф, 2007).
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; оптимизация учебной нагрузки учащихся.
Определены система уроков и педагогические средства, обозначены виды деятельности учащихся, спроектирован результат и уровень усвоения компетенций, продуманы формы контроля.
Предназначено учителям технологии, руководителям методических объединений и заведующим кафедрами технологии ОУ.

Подробное описание

Введение

Развернутый тематический план разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд», рекомендованной Министерством образования и науки РФ и на основе авторской программы «Технология: 5–8 классы» (Программа И. А. Сасовой, А. В. Марченко).

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами предмета «Технология», конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

· освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

· овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

· развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

· воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

· получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

На основе требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей;

· приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

· обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;

· овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;

· освоение компетенций – умение действовать автономно: планировать, организовывать и защищать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; работать с разными видами информации (символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами), осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний;

· формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества;

· ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовленной продукции;

· развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач;

· подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде шести тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций.

В 1-м и во 2-м блоках (Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов) представлены дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов – древесины и металла; способствуют формированию у учащихся знаний и умений по ручной и механической обработке древесины и металлов на уровне операторской деятельности, обусловленной выполнением работ на налаженном оборудовании и инструменте по инструкционно-технологическим картам, что позволяет развить социально-трудовую компетенцию учащихся.

В 3-м блоке (Машины и механизмы. Графическое представление и моделирование) представлены дидактические единицы назначения, видов и общего устройства различных машин и механизмов; содержание обучения направлено на приобщение учащихся к техническим знаниям, повышение их кругозора и технической культуры, развитие технического мышления; обеспечивает развитие учебно-познавательной, социально-трудовой, ценностно-ориентационной компетенции.

В 4-м блоке (Электротехнические работы) представлены дидактические единицы, отражающие содержание обучения элементарным навыкам и умениям сборки электрической цепи, знакомству с принципом работы бытовых электроприборов; обеспечивающие развитие учебно-познавательных, социально-трудовых компетенций.

В 5-м блоке (Технология ведения дома) представлены дидактические единицы, отражающие становление и формирование культурно-эстетической, межкультурной компетентности учащихся, которые содержат сведения о формировании знаний, умений и навыков по оформлению интерьера жилых помещений, уходу и мелкому ремонту предметов бытового назначения; развитие личностно-развивающей компетенции.

В 6-м блоке (Творческая проектная деятельность) дидактические единицы, которые акцентированы на организацию самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и осуществлением проекта изготовления определенного продукта (изделия) и его реализации; формирующие социально-ценностные компетенции.

Таким образом, представленная рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития технических и технологических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки учащихся в системе информационно-технологического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметных и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса технологии.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о технологии будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления технологических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков.

Для технологии образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функцинального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания.

На ступени обучения в основной школе задачи учебных занятий (в схеме – графа «Требования к уровню подготовки») определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья; выделять характерные причинно-следственные связи; определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого; сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по формированию собственного алгоритма решения познавательных задач, формулировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы решения задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными знаниями в области технологии. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в следующих формах: конспект, реферат, проект, публичная презентация.

Проектная деятельность учащихся это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебно-исследовательской деятельности – приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в информационно-коммуникативной деятельности учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, инструкционная карта, технологическая карта, чертеж, аудиовизуальный ряд), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста – в таблицу, из аудиовизуального ряда – в текст, из чертежа – в текст), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательстватом числе и от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога.

Предполагается использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

В целях развития умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Содержание

Введение    3

Рабочая программа по технологии. 5 класс

Пояснительная записка    8

Календарно-тематическое планирование    12

Рабочая программа по технологии. 6 класс

Пояснительная записка    31

Календарно-тематическое планирование    34

Рабочая программа по технологии. 7 класс

Пояснительная записка    53

Календарно-тематическое планирование    56

Рабочая программа по технологии. 8 класс

Пояснительная записка    77

Календарно-тематическое планирование    81

С этим товаром покупают

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.