Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Программа для установки через Интернет

Есть на складе
76 руб.
-10%
68,40 руб.
Нашли дешевле? Снизим цену!
Подписаться на снижение цены
Версии товара:
Код СИ-3136
Авторы-составители Чевычелова Е. А.
Издательство Учитель, 2023
Серия Сопровождение детей с ОВЗ в ДОО. Группы компенсирующей направленности
Электронная версия скачать
УДК 372.3/.4
Данный программный продукт является интернет-версией и доступен через центр управления программами издательства "Учитель".
Инструкция по оплате и установке электронной продукции через Интернет: ознакомиться.
Покупка одного экземпляра программы дает право её использования на одном ПК.
Данный программный продукт не работает без наличия подключения к Интернету и в системах виртуализации, таких как Virtual Box, VMWare.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в соответствии с положениями ФГОС ДО и адаптированной образовательной программы является зрительная гимнастика, которую необходимо проводить дозированно в течение дня с использованием игровых и речедвигательных элементов.
В пособии представлены календарно-тематическое планирование и разработки занятий с использованием зрительной, пальчиковой и двигательной гимнастики в стихах, указаны алгоритмы и даны рекомендации специалиста по ее проведению с дошкольниками 2-7 лет в зависимости от возраста и заболевания ребёнка, что позволит тифлопедагогам, дефектологам, воспитателям повысить работоспособность слабовидящих детей, интенсифицировать профилактическую деятельность зрительной патологии и поможет малышам избежать утомления на занятиях или при выполнении домашнего задания.
Предназначено тифлопедагогам, дефектологам, воспитателям, психологам ДОО; рекомендовано родителям.

Минимальные системные требования:
- операционная система - Windows XP/VISTA/7/8/8.1;
- процессор - Pentium-II;
- оперативная память - 256 МВ;
- разрешение экрана - 1024х768;
- свободное место на жестком диске - 400 МВ.

С этим товаром покупают

Примеры документов

Упражнения, способствующие развитию органов зрения

Упражнения, способствующие развитию
органов зрения

Упражнения для улучшения циркуляции крови
в органе зрения

1. Сомкнуть веки обоих глаз на 3–5 с; повторить 6–8 раз.

2. Быстро моргать глазами в течение 10–15 с, затем повторите то же самое 3 раза с интервалом в 7–10 с.

3. Сомкнуть веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массировать их круговыми движениями в течение 1 минуты.

4. Сомкнуть веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливать на глазные яблоки через верхние веки в течение 1–3 с.

5. Прижать указательными пальцами брови и закрыть глаза, пальцы должны оказывать сопротивление мышцами верхних век и лба; повторить 6–8 раз.

Упражнения для укрепления глазодвигательных мышц

1. Медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положение головы; повторить 8–10 раз.

2. Медленно перевести взгляд вправо, влево и обратно; повторить 8–10 раз.

3. Медленно перевести взгляд вправо, верх, затем влево, вниз и обратно; повторить 8–10 раз.

Сделать круговые движения глазами в одном, затем в другом направлениях; повторить 4–6 раз.

Упражнения по улучшению процесса аккомодации

1. Смотреть обоими глазами вперед в течение 2–3 с, затем перевести взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом на уровне носа на расстоянии 25–30 см, через 3–5 с руку опустить; повторить 10–12 раз.

2. Обоими глазами смотреть 3–5 с на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приблизить его к носу, пока палец не начнет двоиться; повторить 6–8 раз.

3. В течение 3–5 с смотреть обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикрыть левой ладонью левый глаз на 3–5 с, а правую руку в это время сгибать и разгибать. То же самое сделать, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6–8 раз.

4. «Метка на стекле». Находясь на 30–35 см от оконного стекла, приклеить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3–5 мм, затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметить за окном какой-нибудь объект. Смотреть, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 2–3 с, затем перевести взор на намеченный объект на 1–2 с, после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект. В первые два дня тренироваться по 5 минут, а в остальные дни – по 7 минут. Повторять систематически с перерывами в 10–15 дней. Упражнение можно выполнять 2–3 раза в день.

Упражнение на снятие зрительного утомления

Упражнения выполнять через каждые 20–25 минут при напряженной зрительной работе.

Исходное положение каждого упражнения – стоя или сидя.

1. Совершать 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа – налево, затем слева – направо.

2. Совершать 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх – вниз и вниз – вверх.

3. Совершать 15 круговых вращательных движений глазами слева направо.

4. То же самое, но справа налево.

5. Совершать по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую сторону.

Упражнения предназначены для всех категорий учащихся.

Комплекс упражнений на развитие различных мышц
глазодвигательного аппарата

Ребенок садится к телевизионному экрану и смотрит передачи правым глазом, используя пространство как можно ближе к переносице. Левый глаз при этом закрыт повязкой либо заклеен кружком из лейкопластыря (на центр клейкой поверхности помещается меньший на 1–2 см кружок из марли). Через некоторое время глаза «меняются»: смотрит левый, а ребенок садится к экрану правым боком. Продолжительность работы каждым глазом индивидуальна: вначале 10–15 мин, впоследствии до 1 часа. Дольше должен работать тот глаз, который чаще косит. Для этой цели можно изготовить маску из картона по типу карнавальной, в которой вырез для переносицы заменен вертикальной щелью шириной 30–35 мм. Эта щель располагается симметрично относительно носа и обеспечивает два зазора – левее и правее переносицы. В эти зазоры нужно смотреть попеременно то правым, то левым глазом.

Наиболее действенные средства профилактики и лечения – специальные упражнения, направленные на укрепление и расслабление мышц глаза в сочетании с общеукрепляющими физическими упражнениями.

Упражнения на укрепление наружных мышц глаза

1. В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно; повторить 10–12 раз.


Введение

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Дети-инвалиды по зрению, как правило, посещают специальные образовательные учреждения: ДОО компенсирующего вида, школы-интернаты для слепых и слабовидящих детей. Большой процент детей с недостатками зрения встречается и в ДОО для детей с нарушениями речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллекта. Это объясняется тем, что в настоящее время отклонения в развитии детей в основном имеют врожденный характер и редко проявляются изолированно друг от друга.

В ДОО компенсирующего вида со слабовидящими детьми работают воспитатели, дефектологи и медицинские работники. Учебно-воспитательная и коррекционная работа проводится воспитателем под руководством тифлопедагога и по рекомендации врача-офтальмолога в соответствии с особенностями общего развития и зрительного восприятия детей, коррекционную направленность имеют все занятия и виды деятельности. Чтобы избежать утомления детей на занятиях или при выполнении домашнего задания, повысить их работоспособность, педагогам и родителям необходимо предусмотреть чередование зрительной и тактильной работы со слуховым восприятием.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3–5 минут. Обязательно следует предусмотреть физкультпаузу со зрительной и пальчиковой гимнастикой.

При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Упражнения данных видов гимнастики стимулируют способность к восприятию и переработке информации, улучшают функциональное состояние организма, повышают работоспособность.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные дефекты зрения.

Примерный комплекс упражнений для глаз может быть выполнен целиком, а также может служить основой для выбора упражнений, соответствующих текущему состоянию зрительной функции. Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям воспитателя, с использованием стихов и потешек. Педагогам и родителям необходимо отмечать старание, желание и результаты работы детей.

Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.


Литература

Литература

1. Глушкова, Е. К. Береги зрение / Е. К. Глушкова. – М. : Медицина, 1987.

2. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка : пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Вернадская, И. В. Блинникова, О. Г. Солнцева. – М. : Школа-Пресс, 2001.

3. Демиргоглян, Г. Г. Как сохранить и улучшить зрение / Г. Г. Демиргоглян. – Донецк : Сталкер, 1997.

4. Ермаков, В. П. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : ГИЦ «Владос», 2000. – 240 с.

5. Жохов, В. П. Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией / В. П. Жохов, Е. А. Кормакова, Л. И. Плаксина. – М. : Ювента, 2001.

6. Кантор, В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих / В. З. Кантор. – СПб. : КАРО, 2004.

7. Кращенко, Т. П. Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных дошкольных учреждениях / Т. П. Кращенко, Л. А. Григорян. – М. : РАО Институт коррекционной педагогики, 1994. – 34 с.

8. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь / О. И. Крупенчук. – М. : Литера, 2009.

9. Никулина, Г. В. Охраняем и развиваем зрение / Г. В. Никулина. – М. : Детство-Пресс, 2002.

10. Основы тифлопедагогики : методические указания / сост. Л. В. Федорова ; НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2008.

11. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2014.

12. Слабовидящие дети / под ред. Ю. А. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. – М. : Просвещение, 1967.

13. Солнцева, Л. И. Тифлопсихология детства / Л. И. Солнцева. – М. : Полиграф-сервис, 2000.

14. Специальная дошкольная педагогика : учеб. пособие / Е. А. Стреблева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Академия, 2002.

15. Стернина, Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей / Э. М. Стернина. – Л. : Медицина, 1998.

16. Шмелева, Е. Б. Пальчиковые игры / Е. Б. Шмелева. – М. : Ювента, 2009.

Использованы стихотворения поэтов:

А. Барто, Е. Благининой, Б. Беловой, Т. Волгиной, О. Высотской, М. Дружининой, М. Дудина, М. Клюковой, О. Крупенчук, В. Ланцетти, Е. Серовой, В. Хорол, Е. Чевычеловой.


Пояснительная записка

Пояснительная записка

Ухудшение физического, психического и соматического здоровья детей с нарушениями зрения ведет к ослаблению процесса развития ребенка. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей на занятиях. Особенно часто это происходит в осенне-зимний период, в условиях укороченного светового дня (пасмурные, туманные дни). Укороченный световой день ведет к затруднению восприятия окружающего мира. Мышцы глаз все время находятся в напряжении. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.

При использовании гимнастики (для глаз, пальцев, двигательных упражнений) организм пробуждается от «спячки», включаются дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости, начинают работать «спящие», дополнительные сигнальные импульсы, заставляя мозг расслаблять (или напрягать) глазодвигательные мышцы, мышечную и скелетную системы. В последнее время велика популярность гимнастики в стихах. Гимнастические упражнения в стихах не только замечательный способ отвлечь ребенка от переживаний и сомнений, связанных с его неудачами, они помогают настроить его на позитивный лад, дать заряд бодрости на целый день. Ежедневные занятия гимнастикой помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь.

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.

Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребенок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Педагогу, воспитателю, который играет с ребенком, желательно знать стихотворный текст наизусть.

Важным способом обучения и развития детей с нарушениями зрения является подражание. Дети подражают всему, что видят и слышат. Подражание является их ведущим видом деятельности, но не у всех детей оно развито одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание.

Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая картина образов. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

Современные исследования показали, что умственная работоспособность детей с нарушениями зрения неодинакова в разные дни недели: ее уровень нарастает в середине недели и остается низким в понедельник и пятницу. Достоинство гимнастики в стихах заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, но они полностью окупаются возросшим объемом внимания, сохранением и укреплением здоровья детей, желанием помочь малышам с нарушениями зрения – развить их способность к восприятию и переработке информации, улучшить функциональное состояние организма, повысить работоспособность без вреда организму.

В каждый вид гимнастики в стихах включены несколько упражнений, соответствующих теме занятия. Их можно использовать в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастных, зрительных и двигательных возможностей детей.


Зрительные нагрузки для детей 5–7 лет

Зрительные нагрузки для детей 5–7 лет

Зрительные нагрузки назначаются врачом-офтальмологом с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации. Они подбираются так, чтобы одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

Зрительная нагрузка № 3

Цель: развитие зрительного восприятия на соотнесение предметов по форме, цвету; закрепление названий геометрических форм, развитие навыков пространственной ориентировки, комбинаторного мышления и конструктивного закрепления на цветоразличение.

Работа с мозаикой средних размеров.

1. Выложить узоры по образцу, по памяти.

2. Рассортировать плоды фасоли, гороха, кукурузы и другие по цвету и форме.

3. Рассортировать геометрические фигуры по цвету и форме.

4. Нанизывать кольца, счетные косточки, ракушки, пуговицы на леску.

5. Выложить узоры из цветных палочек, спичек.

Игры на воздухе.

1) «Птицы и автомобиль».

Условие игры: дети со сходящимся косоглазием – «автомобили», с расходящимся – «птички». «Птички» ищут зерна, «клюют» их.

Цели: усиление конвергенции у детей с расходящимся косоглазием; закрепление умения действовать по сигналу воспитателя.

2) «Поймай рыбку» (для детей со сходящимся косоглазием).

Условие игры: на расстоянии 1–1,5 м привязана на шнуре яркая рыбка диаметром 20 см, воспитатель вращает шнур, а дети ловят рыбку.

Цели: развитие дивергенции, закрепление навыков цветоразличения, развитие зрительного внимания.

3) «Поймай бабочку, птичку».

Условие игры: на шнуре длиной 1–1,5 м подвязана бабочка на такой высоте, чтобы дети могли поймать ее руками, подпрыгивая на двух ногах и не сходя с места.

Цели: развитие прослеживающей функции глаза, развитие глазомера.

4) «Чего не стало?».

Условие игры: на расстоянии 3–4 шагов от детей натянута веревка, на которой на уровне вытянутой руки привязаны предметы. Дети рассматривают их, затем отворачиваются, воспитатель снимает один предмет. Дети отгадывают, чего не стало. Затем воспитатель снимает 2–3 предмета (можно подвесить шары разного цвета). Дети отгадывают, какие сняли предметы.

Цели: развитие дивергенции, зрительной памяти, цветоразличения.

5) Игры и упражнения для детей с расходящимся косоглазием.

Цели: усиление конвергенции, развитие зрительного и слухового внимания, глазомера, умения согласовывать свои действия с сигналом воспитателя; развитие речи, памяти.

· Работа с калейдоскопом (тубус направлен вниз).

· Рассматривание картинок через диаскоп.

Игры.

1) «Принеси мяч».

Условие игры: дети стоят на черте возле воспитателя, по команде «Раз, два, три – беги!» догоняют мячи, выброшенные воспитателем из корзины, берут их и бросают назад, в корзину.

2) «Что спрятано?».

Условие игры: в центре стоят несколько игрушек, дети рассматривают и запоминают их, отворачиваются, воспитатель прячет 1–2 игрушки. Дети поворачиваются и отгадывают, каких игрушек не стало.

Зрительная нагрузка № 4

Проводится работа на развитие зрительного восприятия, глазодвигательной функции, цветоразличения, пространственной ориентировки, остроты зрения.

Рассматривание предметной картинки.

Принцип тот же, что и с детьми 3–4 лет, только используется большее количество картинок.

Цели: активизация фиксации взора, целенаправленного зрительного внимания, обобщения, активизация словаря.

Сортировка предметов по цвету, форме, назначению.

1) Определить геометрические фигуры.

2) Рассортировать предметы, картинки по цвету, форме, назначению.

3) Рассортировать природный материал по цвету, форме грунтовки, найти одинаковые плоды.

4) Найти такую же картинку.

5) Найти пару. Время – 5–10 минут.

6) Игра в лото с крупными картинками домашних животных, предметов и т. д. Время – 10–15 минут.

Зрительная нагрузка № 5

Товар размещен в разделах

QR-код страницы

Для партнеров

Зарабатывай
с учмагом

Добавить отзыв

Для добавления отзыва необходимо войти на сайт.